Святыни

Сызранская Феодоровская икона Божией Матери

Согласно одному преданию, пастухи, пасшие скот около ручья немного ниже Кашпира, однажды заметили над родником необыкновенное сияние, и это явление повторялось несколько дней подряд. Пастухи пошли на то место, откуда исходило сияние, и обнаружили на камне образ Богоматери. Они сообщили об этом жителям села Кашпира. Икону перенесли в приходской храм, но в первую же ночь она было возвращена на место своего явления. Утром жители, узнав об этом, вновь пришли к роднику и усердно молились перед иконой. После этого священники с иконами и хоругвями подошли к образу, отслужили молебен и вновь перенесли икону в храм.

В Кашпирской крепости, близ места своего явления, икона находилась недолго. В 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани. Жители города пожелали иметь чудотворную икону у себя. С крестным ходом икона была перенесена в Христорождественский собор. Однако на другой день святой образ оказался на месте своего явления. Тогда жители Сызрана решили крестным ходом перенести чудотворную икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно святой образ из обители в город для общественного молебствия. Был назначен день крестного хода — 12 июня (25 июня по н.ст.). Жители Сызрана утром сошлись в соборный храм, а оттуда двинулись к Кашпиру.

По прибытии к роднику был отслужен молебен, затем чудотворная икона была поднята верующими в специально приготовленном киоте, и процессия направилась к Вознесенскому монастырю.
Икона была помещена в деревянном храме Вознесения Господня. Каждый год на источник, где она явилась, совершался крестный ход.

С пребыванием иконы в Вознесенском монастыре связано чудо. В Сызрани жил отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. В 1738 году полностью излечился. В благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга. По некоторым сведением, для получения разрешения на постройку каменного храма, Борисов ездил в Москву, к императрице Анне Иоанновне. Как бы то ни было, к 1739 году каменный храм Вознесения Господня был построен. В 1855 году, в связи с постройкой нового Вознесенского храма эта церковь получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В этой церкви и хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской.

В 1789 году икона по ходатайству купцов Жучкова и Крашенинникова была отправлена в Москву, где была обновлена и выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Помещалась она в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на Феодоровскую икону была выписана новая риза, серебряная, вызолоченная, с таким же венцом и эмалевыми украшениями.

Икона Феодоровской Божией Матери находилась в Свято-Вознесенском мужском монастыре вплоть до закрытия Феодоровского храма в начале 1930-х годов. Верующим горожанам удалось спасти икону от советской власти, пряча её по домам. Уже в 1944 году после открытия Казанского собора чудотворная икона была перенесена туда жителями Сызрани. Там она находится до сих пор.